Как рассчитать ущерб по ОСАГО в 2023 году: все, что нужно знать владельцу полиса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать ущерб по ОСАГО в 2023 году: все, что нужно знать владельцу полиса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пожалуй, основным критерием, влияющим на стоимость восстановительного ремонта, является регион проживания автовладельца. Связано это с тем, что рыночные цены в различных городах порой существенно отличаются друг от друга.

Как рассчитать стоимость ремонта самостоятельно

В целях исключения хотя бы малейшего сомнения в честности расчетов профессиональных экспертов, для автовладельцев был создана возможность самостоятельно рассчитывать размер выплаты. Таким образом, любой желающий может перепроверить правильность оценки при наличии интернета под рукой.

Онлайн-сервис позволяет просчитать среднюю стоимость материалов, запчастей и нормо-часов, затраченных на работу. Чтобы получить заветные суммы, необходимо ввести определенные данные в специально отведенной форме.

Для этого страхователем вводится:

  • дата расчета;
  • экономический регион (один из 13 зон);
  • марка транспортного средства;
  • номера запасных частей (не более 3-х за один раз);
  • тип транспортного средства;
  • название производителя материалов;
  • наименование материала.

Программа автоматически обработает данные и выдаст готовый результат, который останется сравнить с итоговой суммой, указанной в экспертизе страховщика.

В завершении хотелось бы отметить следующее. Так как судебные споры далеко не всегда решаются в пользу собственника транспортного средства, решать проблему с нехваткой денежных средств, начисленных страховой компанией в качестве компенсации, можно двумя способами.

А именно:

  • заключив договор страхования КАСКО, который гарантированно покроет все необходимые расходы в случае ДТП;
  • требовать от страховщика не денежную выплату, а восстановительный ремонт, который на сегодняшний день является практически единственным способом возмещения убытков.

Если Вы попали в сложную ситуацию, связанную со страховыми выплатами после аварии, и не знаете, где искать правоту, обратитесь к нашему онлайн-юристу. Он сможет помочь в решении проблемы и даст ответы на многие вопросы. Для бесплатной консультации у него, нужно лишь записаться в специальной форме.

Подписывайтесь на наши обновления и получайте новости из мира автострахования первыми. Если статья понравилась, ставьте лайки и обязательно оставляйте комментарии, делитесь собственным опытом. Нам важно Ваше мнение и мы хотим знать, ответы на какие вопросы Вам будут интересны.

Что изменилось с принятием новой методики

Главное изменение — теперь справочники с ценами на ремонтные работы, запчасти и материалы индивидуальны для всех 85 российских субъектов. Раньше вариантов этого справочника было всего 13, их создавали для каждого экономического региона страны. Соответственно, цены на запчасти и ремонтные работы были одинаковыми как для Москвы, так и для Рязанской или Смоленской областей, которые находятся в одном Центральном федеральном округе. Замена одной и той же детали стоит дешевле в Рязани, нежели в Москве, хотя сама запчасть в Рязани может обойтись дороже из-за логистики и меньшего спроса.

Если страховая занижает ущерб

Оценка ущерба по ОСАГОПо ОСАГО выплаты производятся без учета транспортного налога. Количество расходов на материалы и запасные части ложится целиком на плечи СК. Если, учитывая расчет износа авто, выделяемая сумма компенсации не покрывает все ваши убытки, вы можете обратиться с жалобой к СК. Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет. При расчёте суммы страховой выплаты по полису важно также учесть стоимость планируемых ремонтных работ, издержки на услуги специалистов и цену элементов транспортного средства, подлежащих восстановлению.

Возможности контролировать страховую

СрокиПо правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс. руб. При расчете износа по ОСАГО учитываются следующие факторы. Разберемся на конкретном примере. Автомобиль Киа Рио 2012 года выпуска (степень износа равняется 30 процентам), его стоимость равняется 560 000 рублей. Цена страховки «ДТП не по моей вине» в этом случае будет равняться 6,5 тысячам российских рублей. При этом возраст и стаж водителя во внимание не принимаются.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.
Читайте также:  Как осуществляется возврат нижнего белья по закону о защите прав потребителя

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Какие факторы могут влиять на сумму ущерба

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Важные критерии для оценки состояния автомобиля:

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:

  • ремонтных работ;
  • материалов для произведения работ;
  • запчастей для замены.

Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.

Показатели, которые уменьшают размер компенсации:

  • износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
  • год выпуска ТС, время эксплуатации;
  • пройденный путь в километрах.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

На какой срок можно оформить ОСАГО

От каких входных данных зависит сумма ущерба?
Перечень всех повреждений, которые получил автомобиль. Оплата производится по платежной ссылке на прямую в страховую компанию, в которой собираетесь приобрести электронный страховой полис ОСАГО, это исключает все мошеннические действия и навязывания дополнительных услуг со стороны. Несмотря на величину реального ущерба, на основании статьи 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», максимальный размер выплаты составит:
Расчет выплат онлайн очень полезен при анализе ситуации.

Базовый страховой тариф, руб (ТБ)
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ)
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС)
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО)
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (КМ)
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС)
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП)
Коэффициент нарушений (КН)
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (КПр)
Итоговый коэффициент:
Итоговая стоимость полиса, руб:

Сколько возмещается по ОСАГО, если есть пострадавшие

Если в результате аварии пострадал один или несколько человек, то в первую очередь нужно сделать все, чтобы он попал в руки к медикам. И если автовладельцу выплачивается нанесенный ущерб его транспорту, то людям, получившим увечья, производится выплата в соответствии с характером полученной травмы.

Ранее мы отметили, что при нанесении вреда здоровью максимальный размер компенсации равен 500 тыс. руб. Но в определённых случаях предоставляется фиксированная выплата:

  1. 100%, то есть 500 тыс. руб. получают люди, которым в результате аварии были нанесены увечья, повлекшие присвоение первой группы инвалидности.
  2. 70%, то есть 350 тыс. руб. получают граждане, которые приобрели повреждения, повлекшие присвоение второй группы инвалидности.
  3. 50%, то есть 250 тыс. руб. получают лица, получили травмы, повлекшие присвоение третьей группы инвалидности.
  4. 100%, то есть 500 тыс. руб. получают все дети, которые в результате аварии получили любую из трех групп инвалидности.
Читайте также:  Налоговый вычет за онлайн кассу в 2023 году

По правилам ОСАГО при наступлении страхового события страховщик производит денежную компенсацию пострадавшему человеку в зависимости от типа увечья. Например, если в результате внутреннего кровотечение потеряно меньше 1 тыс. мл, то величина компенсация составляет 7%, то есть 35 тыс. руб., а если больше 1 тыс. мл, то 10% — 50 тыс. руб.

ЕМРУ – это собрание формул расчета нанесенного ущерба с их последовательной расшифровкой и указанием областей применения. Единая методика, как нормативный документ, предназначен для использования работниками экспертных организаций. Был принят к исполнению в 2014 году.

Благодаря его появлению удалось устранить следующие факторы:

  • большое количество судебных исков страхователей к страховщикам
  • обманные действия представителей страховых компаний
  • отсутствие единой модели расчета убытков
  • нестабильной ситуации касающейся выплаты страховой компенсации по полису ОСАГО
  • заниженного уровня доверия к СК

За основу составления Единой методики расчета взяты следующие документы:

  • ФЗ №432-П. Используется для расчета денежной выплаты пострадавшей стороне
  • ФЗ №433-П. Устанавливает правила работы работников экспертных служб для их корректной работы по выявлению фактов, позволяющих определить картину ущерба с установлением конкретных деталей ДТП
  • БЦЗ — электронная база данных стоимости запасных частей автомобиля. Используемая информация соответствует времени на момент произошедшей аварии.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА

Когда ответственность за участника ДТП несет страховая компания, официально объявленная банкротом, тогда в качестве эксперта приглашается представитель РСА. Задействованный специалист должен быть зарегистрирован в реестре Министерства Юстиции Российской Федерации. Проверить полномочия сотрудника РСА можно на официальном сайте этой организации.

Действия по проведению экспертизы представителем РСА выполняются в следующем порядке:

  • специалист приглашается через Почту России заказным письмом с уведомлением либо телеграммой. Срок подачи приглашения 3 – 5 дней до назначенной экспертизы
  • осмотр производится на СТО при помощи специального подъемного устройства. Транспортное средство должно быть чистым. Такие действия позволяют обнаружить все повреждения: явные и скрытые
  • эксперт РСА фиксирует важные моменты при помощи фото и видеоаппаратуры, составляет акт осмотра. При несогласии с выводами специалиста, участники экспертизы фиксируют свои возражения в документе

Итоги с расчетом денежной компенсации можно получить по исходу 10 дней. Далее, при участии адвоката подается исковое заявление в суд. Полученное решение, адвокат направляет в РСА. Выплата компенсации происходит через 14 календарных дней.

Единая методика расчёта УТС

Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.

Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).

Где:

  • УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
  • Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
  • ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.

Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.

Что делать в случае занижения компенсации

Причины, которые использует страховщик, как повод для снижения страховых выплат или совсем отказа от любых компенсаций:

  • виновник ДТП не добавлен в список лиц, кто в праве управлять транспортным средством.
  • инициатор аварии был в состоянии алкогольного опьянения. В данном случае страховая компания не может отказать в компенсации ущерба. В том числе страховщик может подать заявление в суд на страхвоателя-виновника, чтобы возместить затраты от пьяного гражданина.
  • страховщик отказывается от своих обязательств из-за нарушения срока подачи заявления по уважительным причинам (например, прохождение лечения в мед учреждении). Тогда необходимо обратится в прокуратуру или полицию для восстановления своих гражданских прав.

Если вы не согласны с расчетом износа ОСАГО, то необходимо обращаться с письменной жалобой либо досудебными претензиями к руководству страховой фирмы.

Далее, если ответа не последует, надо подавать заявление в контролирующий орган. При сомнениях в компетентности осмотра экспертом-страховщиком нужно проводить независимую экспертизу для обнаружения всех повреждений транспортного средства.

Копию результата экспертизы требуется сохранить, а дубликат передать страховой компании для корректировки суммы по возмещению в дальнейшем.

Оценка ущерба по ОСАГО

Порядок выплаты компенсации в случае ДТП регулируется Законом от 2002 года № 40 и Положением Центрального Банка России от 2014 года № 431-П.

В соответствии с данными нормативными актами выплата осуществляется в заявительном порядке. Каждый факт в заявлении необходимо подтвердить документально.

Вы можете подать заявление в страховую компанию:

  • в которой зарегистрированы сами (при отс утствии вреда жизни и здоровью, а также при наличии страховки у всех участников ДТП);
  • в которой зарегистрирован виновник (в любой ситуации).
Читайте также:  Оформление свидетельства о смерти: где и как получить документ?

Обязанность по оценке возлагается на страховую. Если выплату занизили, вы имеете право обратиться к независимому эксперту для проведения повторного осмотра. Впоследствии (при выявлении факта занижения компенсации), расходы можно будет взыскать со страховщика.

Как рассчитать размер повреждений?

Чтобы вычислить общую стоимость ремонта по формуле Единой методики, необходимо сложить суммы расходов на:

  • Детали взамен поврежденных (с учетом износа);
  • Материалы;
  • Проведение ремонтных работ.

Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму. Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.

Дата обновления: 12 апреля 2021 г.

Ведущий юрисконсульт. Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова — бакалавриат и магистратура, по специальности юриспруденция. Регулярно повышает свою квалификацию в ведущих ВУЗах страны. 18-летний стаж в правовом поле начала в качестве работника прокуратуры. Впоследствии открыла частную практику, которую ведет на протяжении более 10-ти лет. Высочайшая правовая культура и десятки выигранных судебных споров позволяют заявлять о наивысшей юридической квалификации.

Расчет размера ущерба в денежном выражении выполняется на основе нескольких действий, которые определены сводом документов, которые были законодательно закреплены в Приказе №315 Министерства юстиции, в Приказе №714 Минздравсоцразвития и в Приказе №124 Министерства транспорта. К этим действия относится:

  1. Обследование транспортного средства аттестованным экспертом. Данное действие подразделяется на:
    • Подготовка машины к экспертному осмотру.
    • Проведение первичного осмотра.

  2. Обследование повреждений, полученных кузовом автомобиля.
  3. Обследование повреждений, полученных каркасом машины.
  4. Предварительные технические выводы о способах восстановления транспортного средства.
  5. Все описанные выше положения, связаны с огромным количеством технической информации. Рядовому водителю, не имеющему специализированного образования, невозможно разобраться во всех нюансах.

  6. Изучение имеющейся информации о дорожно-транспортном происшествии. Данное действие предусмотрено для контроля выводов, сделанных сотрудниками ГИБДД, а также для определения настоящих причин всех полученных автомобилем повреждений. Такая работа, включает в себя:
      Анализ на основе сопоставления экспертов имеющихся фактов о ДТП.
  7. Компьютерное моделирование дорожной ситуации, в которой произошло ДТП.
  8. Анализ происшествия экспертами узкой специализации (только в случаях, когда другие анализы не смогли дать достоверного ответа).
  9. Определение перечня работ по восстановлению и ремонту машины. Данное заключение делается на основе 5 параметров:
    • Затраты на детали автомобиля.
    • Затраты на расходные материалы, которые потребуются при замене деталей автомобиля.

  10. Затраты на работу автомобильных ремонтных мастеров.
  11. Степень износа заменяемых запчастей.
  12. Стоимость пригодных для дальнейшего использования запчастей (рассчитывается только полной гибели машины).
  13. Цены по всем описанным выше действиям, берутся в единой базе РСА, о которой будет подробно рассказано в отдельном разделе этой статьи.

  14. Расчет рыночной цены машины до попадания в аварию. Эта оценочная работа производится для сравнения стоимости ремонта со стоимостью целой машины до аварии. Если стоимость ремонта выше, то для исключения дополнительных финансовых потерь, страховщик может признать машину непригодной для восстановления и выплатить компенсацию равную стоимости машины до ДТП за вычетом сохранившихся деталей.

Конечно, единая методика ОСАГО была принята для создания единых правил и порядка расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству, но многие владельцы транспортных средств все же остались недовольными.

Именно в подобной ситуации возникает вопрос, о том как происходит оспаривание единой методики ОСАГО.

Но на самом деле обжалование методики практически невозможно. Это – нормативно-правовой акт, который имеет обязательную силу как для страховой компании, так и для владельцев транспортных средств.

Соответственно, как законодательный акт он подлежит обязательному исполнению.

Предлагаем ознакомиться: Как страховая оценивает ущерб после ДТП

Но все же обжалование методики возможно. Седлать это можно только для определения соответствия ее конкретных норм Конституции РФ.

При этом в этом случае не применяются лишь те нормы, которые были признаны несоответствующими действующей Конституции.

Страховые компании довольно часто и, к сожалению, успешно практикуют обман своих клиентов. Если человек не подкован и неграмотен в этом вопросе, он рискует стать жертвой и получить некачественные услуги по ремонту автомобиля. Самые распространённые лазейки страховщиков и автосервисов, позволяющие им обманывать своих клиентов:

  • Контроль над соблюдением правил страхования, создание этих правил и их корректировка.
  • Регулировка взаимодействия СК между собой и с потенциальными клиентами.
  • Защита деятельности страховщиков и интересов страхователей.
  • Может выступать в качестве независимого оценщика в сфере автострахования.

Третий существенный недостаток унифицированных данных справочника заключается в том, что они не учитывают характер повреждений. Например, если требуется замена двигателя автомобиля после аварии, сервис рассчитает стоимость двигателя, стоимость снятия и установки, но не учтет возможную деформацию металла, которая может разрушить двигатель, а это дополнительные человеко-часы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *